Производители мяса ищут новые ниши

Производители мяса ищут новые ниши

Из-за перенасыщения рынка свинины и курятины мясные компании вынуждены проявлять творческие способности по поиску новых ниш, ведь каждый потребитель – на вес золота. На рынке свинины буйствует конкуренция, а на рынке курятины – перепроизводство (в 2020 году курятину произвели больше 5 миллионов тонн, а потребили всего 4,5). Искали, искали и нашли – выбор мясных производителей пал на мясо индейки и утки, баранину и крольчатину.


Индейка

Для многих потребителей, мясо индейки – уже такой любимый продукт, хотя его история началась совсем недавно, только 15 лет назад. Именно тогда в его производство вливались большие инвестиции, оно выросло в 20 раз, а средний прирост выпуска с 2009 года составил 25%. Этот показатель – наивысший в мире. 

Кстати, знаете кто спас всю отрасль птицеводства в период пандемии 2020 года? Да, это опять индейка. Вопреки всему ее производство в кризисный шаткий год возросло на 20% или на 31 тыс. т, и птицеводческая отрасль в целом тоже вышла в плюс. Во многом, это заслуга крупных игроков, таких как “Дамате”, которые занимают 45,2% доли рынка, “Черкизово” (15%), Морозовская и Юргинская птицефабрики (6%). Все перечисленные агрохолдинги увеличили своё производство на 11-20% всего лишь за один год. 

Утка 

Многим может показаться, что утиное мясо не востребовано и непопулярно в РФ, но статистика упрямо говорит об обратном: с 2015 года эта отрасль выросла на 12%. Но не всё так гладко в утиной отрасли - доля промышленного производства уже много лет не может превысить 30%, остальная часть приходится на мелкие фермы и ЛПХ. Всё дело в том, что в России не сформирована культура потребления данного вида мяса, и вывести производство на промышленные масштабы очень сложно. 

В 2018 году крупнейший производитель утиного мяса “Донстар” потерпел скандальное банкротство, из-за чего доля выпускаемого мяса резко упала. Но уже в прошлом году “Дамате” взяла “под крылышко” заброшенную ферму, пообещав наладить массовое производство после модернизации площадки. Планы наполеоновские – в 2021 году предприятие обещало произвести 13 тыс. т. мяса утки. Таким образом, производство утятины к 2024 году может вырасти до 65 тыс. т., из которых около 20 тыс. т. планируется экспортировать. 

Баранина 

Потребление бараньего мяса в РФ стабильно увеличивается с 2013 года, но невысокими темпами. Эксперты считают, что у “кучерявого” рынка есть огромный потенциал роста и увеличения объемов производства по сравнению с птицей или свининой, причем и внутри страны, и за ее пределами. В прошлом году, несмотря на коронавирусный кризис, рынок вырос на 8%. Прогнозировался еще больший рост, но ограничения Россельхознадзора на поставки с юга и Северного Кавказа, где потребление баранины традиционно не дали планам осуществиться. 

Крупные игроки рынка, такие как “Мираторг” и упомянутый выше “Дамате”, активно инвестируют в производство баранины. В 2020 году выпуск ягнятины у «Мираторга» уже вырос на 85%.   

Крольчатина

Это еще один вид мяса, который начинает набирать популярность у российских потребителей. В период с 2015 до 2020 года производство кроличьего мяса уже выросло на 72%. Однако, ситуация схожа с рынком утки: на промышленное производство приходится всего лишь не более 15%, большая часть – это ЛПХ и небольшие частные фермы. Эксперты утверждают, что потенциальная емкость рынка - 300 тыс. тонн в год, а это почти на одном уровне с индейкой. 

Крольчатина – диетическое и эссенциально-ценное мясо, и такой повышенный интерес к нему связан в первую очередь с популяризацией ЗОЖ. Даже крупные сети заметили повышение спроса. Так, “Лента” утверждает, что продажи мяса кролика растут примерно на 5% в год. 

Другие виды нишевого мяса 

Некоторые игроки пробовали запускать промышленное производство страусятины, но оно оказалось нерентабельным. Существуют перепелиные фермы, но они в основном выращиваются для яиц. Есть фермы, специализирующиеся по цесарке, но спрос на это мясо слишком мал. 

В целом, решение для производителей нишевого мяса одно: наращивать спрос, например, за счет продвижения продукции в HoReCa. Потребитель сейчас часто хочет пробовать “что-нибудь новенькое”, за этим идут в рестораны или кафе. А если понравится – кто знает, может они захотят ввести это “новенькое” в свой постоянный рацион? Поэтому, вполне возможно, что фуд-сервис может стать двигателем нишевого мяса.

Обратите внимание