Перспективы производства мяса кролика в России

Перспективы производства мяса кролика в России

Кролиководство в России неспешно перемещается из категории домашнего хозяйства в промышленный сектор. Сейчас в моде здоровое питание, поэтому спрос на крольчатину растет с каждым днем, ведь мясо кролика – диетический и гипоаллергенный продукт.

Этот сегмент животноводства имеет прекрасный потенциал для роста, в период с 2015 до 2020 года производство кроличьего мяса уже увеличилось на 72%.

Прогнозы развития кролиководства в России

Структура рынка производства мяса кролика в России очень любопытная – только 15% приходится на промышленный сектор. В основном кроликов разводят в личных подсобных хозяйствах, на домашних фермах и т.д. Продовольственное эмбарго (запрет на импорт мяса кролика) в 2014 г. подтолкнуло российских производителей к самостоятельному производству, высвободив нишу от иностранных конкурентов. Но несмотря на то, что в магазинах всё чаще встречается мясо кролика, произведенное на крупных кролиководческих комплексах, крольчатина остается фермерским продуктом.

Промышленное производство

Рассмотрим несколько компаний, старт которых был преимущественно после упомянутого выше эмбарго.

кроли.jpg

  • Агрохолдинг «Семиречье» начал работать в 2014 году, выбрав сферу кролиководства из-за сравнительно небольших инвестиций (150 млн.руб.) для старта и отсутствия конкуренции. Сейчас агрохолдинг производит около 350 т крольчатины в год, используя французский метод выращивания кроликов породы Хиколь. Бизнес окупился за 5 лет.  
  • «Липецкий кролик» столкнулся с проблемой проектирования комплекса для промышленного производства в 2014 году на старте бизнеса. Андрей Звягин, гендиректор компании, позаимствовал технологию и культуру производства у итальянцев, где почти все процессы высокоавтоматизированы. В России такие технологии были в новинку и пришлось очень постараться. Производственные мощности компании на сегодняшний день - 5 тыс. кроликоматок и собственный убойный цех, который производит полторы тысячи голов в час. Продукцию «Липецкого кролика» можно найти в больших гипермаркетах и небольших магазинчиках под названием «Мазайцево».
  • «ЗайКо» также позаимствовал опыт итальянских и французских кролиководов, но потерпел фиаско при старте бизнеса в 2014 году, приостановив свою деятельность на 5 лет. Возобновив работу в начале текущего года фирма набрала мощности до 440 т крольчатины в год.
  • Существуют и другие проекты: «Раббит» мощность 11 т. кроличьего мяса в месяц; «Панкроль» - фермы с суммарным количеством кроликов 10 тыс; компания «Русский кролик» - ферма с 9 тыс. самок. Вот тут можно посмотреть как мы проектировали систему микроклимата 6-ти корпусов на 10000 голов кроликов в каждом для компании «Русский кролик». 

кроли2.jpg

Потенциал рынка

Спрос на мясо кролика в России растет с каждым днем, но остается неудовлетворенным, а конкуренция практически совсем отсутствует. Эксперты утверждают, что рынок кролиководства не занят даже наполовину. Связано это с большим количеством сдерживающих факторов: высокая цена, слабо развитая культура потребления кролика, плохая информационная поддержка – необходимо популяризировать этот вид мяса в обществе, акцентируя внимание на его полезных свойствах. Также влияет отсутствие государственной поддержки бизнеса кролиководства и дефицит грамотных специалистов. 

Кроме того, необходимо уделять максимум внимания здоровью животных: при наличии инфекции может заболеть и умереть большая часть поголовья. Кролики очень чувствительны к условиям содержания и микроклимату. Высокая температура воздуха и повышенная влажность являются стрессом для кроликов, что в свою очередь уменьшает репродуктивность. 15 °C – комфортная температура для кроликов, а наивысшая репродуктивность достигается оптимальной длительностью светового дня – около 15 часов в сутки. Для кроликов важен сухой климат и отсутствие ветра и сквозняков. Ознакомиться с оборудованием для кроличьих ферм можно здесь.

Однако, даже COVID, который сильно ударил по мясному бизнесу, практически никак не смог уменьшить спрос на кроличье мясо. Связано это с высокой востребованностью кролика в розничной торговле, экспорте, переработке (например, детское питание или колбасы), и даже в HoReCa. 

pure-julia-QGM3ro45PzM-unsplash.jpg

Дальнейшие планы

В России необходимо создать селекционно-генетические центры, где будет сформировано чистопородное поголовье мясного направления продуктивности. Сейчас популярны иностранные породы, но возможность приобретения советского поголовья привлечет в отрасль свежий приток инвестиций.

Вторая задача – наладить производство качественного российского комбикорма для кроликов. Больше половины себестоимости мяса приходится именно на корм, поэтому так важно сократить издержки на его покупку. В данный момент промышленные производители не довольны качеством предлагаемого отечественными производителями корма.

Необходимо также наладить финансовую и правовую помощь государства в виде субсидий, грантов и выплат. Союзом кролиководов и Минсельхозом был разработан проект программы по развитию кролиководства и увеличению производства продукции кролиководства в России на 2020-2025 годы. Новый показатель потребления мяса кролика на душу населения равен 500 г в год. Для достижения этого плана нужно увеличить промышленное поголовье до 970 тыс. кроликов, что принесет 73 тыс.т. мяса в год.

Обратите внимание

Осушение воздуха в коровнике

Вентиляция и рекуперация воздуха в помещениях содержания КРС

03 декабря 2020 подробнее
Оборудование «Агровент» на молочном комплексе «Колхоз имени Ленина»

Микроклимат молочного комплекса на 1300 голов КРС, Рязанская область.

24 апреля 2018 подробнее
Выставка «Мясная промышленность. Куриный Король / VIV Russia 2013»

Выставка пройдет 21-23 мая в Москве, в Крокус Экспо. Приглашаем вас посетить стенд компании «Агровент-М».

13 мая 2013 подробнее