Перспективы производства мяса кролика в России

Перспективы производства мяса кролика в России

Кролиководство в России неспешно перемещается из категории домашнего хозяйства в промышленный сектор. Сейчас в моде здоровое питание, поэтому спрос на крольчатину растет с каждым днем, ведь мясо кролика – диетический и гипоаллергенный продукт.

Этот сегмент животноводства имеет прекрасный потенциал для роста, в период с 2015 до 2020 года производство кроличьего мяса уже увеличилось на 72%.

Прогнозы развития кролиководства в России

Структура рынка производства мяса кролика в России очень любопытная – только 15% приходится на промышленный сектор. В основном кроликов разводят в личных подсобных хозяйствах, на домашних фермах и т.д. Продовольственное эмбарго (запрет на импорт мяса кролика) в 2014 г. подтолкнуло российских производителей к самостоятельному производству, высвободив нишу от иностранных конкурентов. Но несмотря на то, что в магазинах всё чаще встречается мясо кролика, произведенное на крупных кролиководческих комплексах, крольчатина остается фермерским продуктом.

Промышленное производство

Рассмотрим несколько компаний, старт которых был преимущественно после упомянутого выше эмбарго.

кроли.jpg

  • Агрохолдинг «Семиречье» начал работать в 2014 году, выбрав сферу кролиководства из-за сравнительно небольших инвестиций (150 млн.руб.) для старта и отсутствия конкуренции. Сейчас агрохолдинг производит около 350 т крольчатины в год, используя французский метод выращивания кроликов породы Хиколь. Бизнес окупился за 5 лет.  
  • «Липецкий кролик» столкнулся с проблемой проектирования комплекса для промышленного производства в 2014 году на старте бизнеса. Андрей Звягин, гендиректор компании, позаимствовал технологию и культуру производства у итальянцев, где почти все процессы высокоавтоматизированы. В России такие технологии были в новинку и пришлось очень постараться. Производственные мощности компании на сегодняшний день - 5 тыс. кроликоматок и собственный убойный цех, который производит полторы тысячи голов в час. Продукцию «Липецкого кролика» можно найти в больших гипермаркетах и небольших магазинчиках под названием «Мазайцево».
  • «ЗайКо» также позаимствовал опыт итальянских и французских кролиководов, но потерпел фиаско при старте бизнеса в 2014 году, приостановив свою деятельность на 5 лет. Возобновив работу в начале текущего года фирма набрала мощности до 440 т крольчатины в год.
  • Существуют и другие проекты: «Раббит» мощность 11 т. кроличьего мяса в месяц; «Панкроль» - фермы с суммарным количеством кроликов 10 тыс; компания «Русский кролик» - ферма с 9 тыс. самок. Вот тут можно посмотреть как мы проектировали систему микроклимата 6-ти корпусов на 10000 голов кроликов в каждом для компании «Русский кролик». 

кроли2.jpg

Потенциал рынка

Спрос на мясо кролика в России растет с каждым днем, но остается неудовлетворенным, а конкуренция практически совсем отсутствует. Эксперты утверждают, что рынок кролиководства не занят даже наполовину. Связано это с большим количеством сдерживающих факторов: высокая цена, слабо развитая культура потребления кролика, плохая информационная поддержка – необходимо популяризировать этот вид мяса в обществе, акцентируя внимание на его полезных свойствах. Также влияет отсутствие государственной поддержки бизнеса кролиководства и дефицит грамотных специалистов. 

Кроме того, необходимо уделять максимум внимания здоровью животных: при наличии инфекции может заболеть и умереть большая часть поголовья. Кролики очень чувствительны к условиям содержания и микроклимату. Высокая температура воздуха и повышенная влажность являются стрессом для кроликов, что в свою очередь уменьшает репродуктивность. 15 °C – комфортная температура для кроликов, а наивысшая репродуктивность достигается оптимальной длительностью светового дня – около 15 часов в сутки. Для кроликов важен сухой климат и отсутствие ветра и сквозняков. Ознакомиться с оборудованием для кроличьих ферм можно здесь.

Однако, даже COVID, который сильно ударил по мясному бизнесу, практически никак не смог уменьшить спрос на кроличье мясо. Связано это с высокой востребованностью кролика в розничной торговле, экспорте, переработке (например, детское питание или колбасы), и даже в HoReCa. 

pure-julia-QGM3ro45PzM-unsplash.jpg

Дальнейшие планы

В России необходимо создать селекционно-генетические центры, где будет сформировано чистопородное поголовье мясного направления продуктивности. Сейчас популярны иностранные породы, но возможность приобретения советского поголовья привлечет в отрасль свежий приток инвестиций.

Вторая задача – наладить производство качественного российского комбикорма для кроликов. Больше половины себестоимости мяса приходится именно на корм, поэтому так важно сократить издержки на его покупку. В данный момент промышленные производители не довольны качеством предлагаемого отечественными производителями корма.

Необходимо также наладить финансовую и правовую помощь государства в виде субсидий, грантов и выплат. Союзом кролиководов и Минсельхозом был разработан проект программы по развитию кролиководства и увеличению производства продукции кролиководства в России на 2020-2025 годы. Новый показатель потребления мяса кролика на душу населения равен 500 г в год. Для достижения этого плана нужно увеличить промышленное поголовье до 970 тыс. кроликов, что принесет 73 тыс.т. мяса в год.

Обратите внимание

Трансформация сельского хозяйства: как достичь целей устойчивого развития

Для достижения целей устойчивого развития (Sustainable Development Goals) ООН предложила свои принципы и шаги.

10 июля 2019 подробнее
ЭкоНива - лидер молочной отрасли

История успеха самого русского немца. Новейшие технологии в молочном комплексе

28 апреля 2021 подробнее
Четыре тренда ушедшего года

Основные тенденции на рынке продуктов питания в 2020 году

19 января 2021 подробнее